Чтобы ребёнок взялся за изучение программирования, как я полагаю, надо прежде всего стимул. У меня лично детей нет, так что буду рассматривать на собственном примере. Откровенно говоря, я вообще слабо представляю, как родитель может сознательно увлечь чем-либо своего ребёнка. По крайней мере мои родители сколько ни отдавали меня в музыкальные школы и т. п., так и не смогли добиться от меня сколько-либо положительных результатов. Зато в доме всегда было немало книжек по естественным наукам. Художественной литературы было, конечно, больше, но я ей как-то никогда не интересовался, и на уроках литературы в школе всегда сидел так, как будто вокруг меня сидят инопланетяне, разговаоривают на нечеловеческом языке и непонятно чего от меня хотят. Также общество меня слабо принимало, посему у меня было два выбора - либо читать книжки, либо смотреть телевизор (по которому, кстати говоря, в ту пору шло немало научно-популярных передач).
К чему я клоню? К тому, что когда ты растёшь в аскетичном окружении, у тебя появляется желание и возможность самосовершенствоваться. А нынче у детей тут и там сплошные соблазны - начиная от телевизора и компьютерных игр и заканчивая интернетом в самом широком смысле слова. Как совершенно справедливо заметил С. П. Капица - обилие информации ведёт к оскудению души, и это предупреждение должно быть на каждом сайте. Вот я, например, хочу освоить немало вещей, в частности, функциональное программирование, но всегда, во-первых, поражаюсь необъятности того, что собрался объять, а во-вторых, меня заботливо поджидают притаившиеся во вкладках браузера развлекательные сайты (во главе с википедией), так что запланированный подвиг, как правило, так и не совершается. Хотя, конечно, путь развития зависит и от внутренних побуждений ребёнка, и наверняка и в таких условиях будут вырастать таланты, но я слабо представляю, как с позиции родителя можно этому способствовать.
Какие могут быть стимулы к изучению программирования? Лично для меня главным стимулом всегда было создание искусственного интеллекта/искусственной жизни. Скажем, есть игра, ребёнок в неё играет, и можно написать программу, которая бы играла в эту игру за него. Как мне кажется, на сегодняшний день это единственный реальный стимул, ибо программы для всего остального уже написаны в лошадиных количествах. Есть даже целый класс игр - программистские игры. Правда, из этого класса вспоминается разве что lightbot и colobot, причём последний у меня не получилось запустить. Также не совсем игра - виртуальный футбол
http://keldysh.ru/pages/robosoccer/ (качать сервер 1.6).
Ну или вообще можно в повседневной жизни пытаться обращать внимание на то, где можно применить программирование. Также неплохое занятие - радиолюбительство, можно на микропроцессорах собирать роботов и программировать их, и потешность не в пример выше, нежели просто у нажимания на кнопочки.
Касаемо того, какие языки программирования доступны для изучения ребёнку. Здесь всё зависит от того, как ставить вопрос. Ежели так, что мы хотим, чтобы язык изучило 100% детей - то здесь выбор языка, наверное, играет роль, хотя вряд ли оной цели можно добиться хотя бы с каким-либо языком. А ежели ставить задачу так, чтобы выучить язык могли те, кому это интересно - тогда годится фактически любой язык. Я слышал немало примеров, когда люди начинали с С/С++, ассемблера или даже машинных кодов (в основном для программируемых калькуляторов).
Лично с моей точки зрения - это питон, шелл-скрипты, жабаскрипт, ПХП и т. п. Хотя можно и любой другой, в зависимости от того, какие будут учебные задачи. По поводу паскаля - он используется для примеров в немалом количестве учебной литературы, но как утилитарный язык фактически умер. Даже борланд пустил дельфи на произвол судьбы. Я начинал с паскаля и очень долго держался за него, как я сейчас понимаю, напрасно. Так что его можно изучать, но ни в коем случае на нём не зацикливаться. Вообще лучше не привязываться к языку, а изучать сразу несколько, чтобы человек понимал, что не бывает идеального языка, а бывают языки/среды/библиотеки для разных применений и что выучить новый язык не есть нечто сверхъестественное. Или ещё для расширения сознания - языки вроде forth, lisp и т. п.
Также немаловажно, чтобы у ребёнка был личный компьютер, чтобы он мог заниматься программированием в полном одиночестве. Творчество - оно вещь такая, что когда за тобой наблюдают, творческое начало совершенно исчезает. Ну и чтобы администририрование заодно изучал.