Если бы такие, прости господи, "программисты" выпускали ПО под Свободной лицензией, то весь их идиотизм проектировки и реализации был бы всем виден, что бы тогда сказали об этой прогерской фирме и её конкретных сотрудниках?!
А вот в СПО просто в ДНК есть защита от подобных быдло-кодеров, потому что никто не станет публично-доступный код делать именно так!
Проводится аукцион НЕ на "приобритение ПО", а на "ПОДРЯД" программистов или программистской конторы для написания ПО, удовлетворяющего прилагаемому перечню требований (ключом которых является максимальное соответствие стандартам в документообороте и форматах обмена, как МинФина РФ, так ГОСТовским и международным), сразу оговаривается, что такое ПО будет на лицензии GNU/GPL.
Что получает заказчик? ВСЁ! Он получает полный контроль как над ходом разработки, так и над конечным итоговым продуктом, сопровождать и поддерживать который смогут даже совсем другие фирмы, по принципу конкуренции (более низкие цены, качество и т.п.), + стоимость распространения итогового ПО по ВСЕМ муниципалитетам и казначействам составит "астрономическую" сумму в 0 (ноль) рублей! (:
Другое дело, что нынче многие регионы на ПО лишь наваривают деньги откатами, таким, конечно, GNU/GPL будет только как бельмо в глазу, но есть и такие, которые просто от неведения альтернативы идут в добровольное рабство всяким ушлым проприетарщикам, как например чебоксарским наместникам microsoft - КейСистемс, и мучаются потом весь период эксплуатации.
Всё это лишь соловьиные песенки. На практике же, любой исходный код не обговорённый доп.условиями, согласно законодательству, сразу становится интеллектуальной собственностью, а до передачи прав на код заказчику, это ПО ещё надо доделать!
Практика показывает, что слишком яростная защита прав заказчика неминуемо бьёт по правам подрядчика, - спросите фрилансеров сколько раз им срывали оплату за уже написанный код.
А вот нанимать отдельного специалиста для контроля подрядчика - это уже совсем святое, ага, прям денег бюджетникам некуда девать, только контролёров дополнительных нанимать, да. И чего уж там ПО, на все подряды тогда контролёров нанимать, - уборку мусора, освещение улиц и т.д. и т.п., чего уж мелочиться?! (:
1. СПОСПО совсем не защищает от ошибок проектирования и реализации. Все это на совести разработчиков.
2. Закон, договоры и лицензииВ Гражданском кодексе Российской Федерации есть такие статьи:
- Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности;
- Автор результата интеллектуальной деятельности;
- Исключительное право;
- Распоряжение исключительным правом;
- Договор об отчуждении исключительного права;
- Лицензионный договор;
- Служебное произведение;
- Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу.
Итак, можно сделать разделение разработки программного обеспечения на:
- Разработку программ с предоставлением его исходных кодов и возможностью компиляции. Совершенно необязательно что это должно быть с использованием лицензии GPL, так как можно использовать другую лицензию или, например, договор отчуждения исключительного права.
- Предоставление проприетарных программ без передачи исключительных прав, но с лицензией на право использования (соответственно, только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором).
Думаю, что использование подряда программистов или программистской конторы для написания ПО можно спокойно отнести к первому пункту. Опять же замечу, что совсем не обязательно что такое ПО должно быть под лицензией GNU/GPL. Для разработки можно использовать: договор об отчуждении исключительного права; создание по заказу; производство как служебное произведение. Все это делается на основе договоров с авторами или собственниками исключительного права, после чего собственником может стать заказчик.
Насчет госсектора, думаю, что следовало бы получать исключительные права как на скомпилированную программу, так и на исходный код. Лицензии лишь ограничивают использование ПО в целях прибыли производителей и принуждают заказчика пользоваться услугами этого производителя в дальнейшем. К тому же, если взять в расчет стоимость лицензий, большого заказа и дальнейшую поддержку, то получившаяся сумма способна окупить саму разработку и даже принести прибыль, иначе производители и не предлагали бы свои услуги (конечно, это не всегда именно так).
Насчет фрилансеров можно сказать то, что следует заключать трудовые договоры, прежде чем начинается работа. Договор способен защитить как заказчика, так и разработчика. Так что нет никакой яростной защиты прав заказчика, которое неминуемо бьёт по правам подрядчика.
3. Контроль разработкиСПО не способно дать заказчику полный контроль как над ходом разработки, так и над конечным итоговым продуктом. Это может сделать специалист или их группа, которые ориентируются в технологиях, проектировании, составление ТЗ и пр.
Некоторые организации нанимают менеджера проекта или руководителя подразделения, которые способны организовать необходимый процесс с использованием оптимальных технологий. К таким технологиям можно отнести много чего: выбор платформы реализации; выбор подрядчика на заказ; составление ТЗ с учетом необходимых требований; определение оптимального соотношения цены/качества (низкая цена на продукт совершенно не говорит о его качестве) что способно положительно сказаться на проведении тендера; определение времени разработки; организация и контроль как процесса разработки, так конечного итогового продукта; выбор вида сопровождения разработанного ПО и др. Конечно, это все не будет на него свалено в кучу, но он будет выполнять необходимые обязанности и в пользу той организации, на которую он работает.
Можно, конечно, и не использовать таких специалистов, но тогда придется платить за них по другому. Такие специалисты уже есть у производителя ПО и практика показывает, что эти специалисты продвигают технологии, выгодные для организации где они работают.
Так вот, когда в госсекторе решения принимают не такие специалисты, работающие на государство, а должностные лица, распределяющие (осваивающие) деньги налогоплательщиков, -- тогда все это наводит на разные размышления.